Духовные основы
Духовным стержнем казачьего народа испокон веков служило Православное Христианство, а казаки были верными защитниками Православной Церкви.

Возвращаясь из походов, все самое ценное из военной добычи они несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение. В Божьих храмах хранились казачьи знамена, реликвии, клейноды. Войсковые священники с крестом в руках вместе с казаками шли в атаки, поднимая их на подвиг словом Божьим. Известен факт, что в 1790 году во время штурма Измаила первыми на стену поднялись войсковой священник и казак. В станицах и хуторах Церковь Божия была тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность, культура, практически при каждой станичной церкви имелась церковно-приходская школа. Главным украшением казачьих столиц — Новочеркасска, Оренбурга, Омска и других, — несомненно, были величественные Войсковые Соборы. Кроме того, существовали и казачьи монастыри, например знаменитый Екатерино-Лебяжий на Кубани.

Сами казаки всегда были глубоко верующими людьми. Иначе и быть не могло: проводя большую часть жизни в боях и походах, на краю жизни и смерти, казаки острее ощущали временность бытия и понимали, что только с Богом — вечность, и просили у него защиты и победы над супостатом. Многие выдающиеся подвижники православия, причисленные к лику святых, вышли из рядов казачьего народа. Это и былинный герой "старый казак" Илья Муромец, под конец жизни ставший смиренным иноком Киево-Печерской Лавры, и знаменитый Святитель митрополит Дмитрий Ростовский (в миру — казак Даниил Туптало), составивший знаменитые Четьи-Минеи, и Святитель Иосиф Белгородский.

Особым почтением пользовалась у казаков Матерь Божья. Ее святые иконы — Донская, Казанская, Табынская — считались покровительницами казачьих войск. День Покрова Пресвятой Богородицы был общеказачьим праздником, днем всех казачьих войск. Именно в этот день молодые казаки принимали присягу на верность Отечеству.

Из святых казаки более всего почитали Архистратига Божия Архангела Михаила — предводителя небесного воинства, Николая Чудотворца, Иоанна Крестителя, Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Алексия – Божьего Человека и святого благоверного князя Александра Невского. Кроме них, в каждом казачьем войске были "свои", местночтимые святые.

Вместе с тем казаки были достаточно веротерпимы и с уважением относились к представителям других религий. В их рядах были и мусульмане, и буддисты. Но свыше 97% казаков всегда были православными.
Знамя МКО ВБКВ

Георгий Победоносец — Святой покровитель казаков
В истории каждого казачьего Войска традиционно был свой покровитель. Ему служили молебны, обращались в молитвах перед походом и боем. В жизни каждого казака и казачки святые покровители играл особую духовную роль. Это был в первую очередь небесный защитник как самого казака-воина, так и его семьи. С именем Господа, Богородицы и святого покровителя казаки шли в бой и возвращались домой.

Святой покровитель Великого Братства Казачьих Войск и всего православного воинства — Великомученик Георгий Победоносец. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12:3, 20:2)

Великомученик Георгий родился в III веке и был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте (в древности — Берит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец ушел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

На иконах великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные жители той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Имя Святого Георгия носила высшая военная награда Российской империи. Императорским военным орденом Святого великомученика и победоносца Георгия были награждены многие казаки и офицеры.

Дни почитания Святого Георгия — 6 мая и 16 ноября (23 апреля и 3 ноября по церковному календарю).